На главную страницу

3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО ЛЕДОВОМУ РЕЛЬЕФУ
Значительная часть гор, представляющая интерес для альпинистов, находится выше снеговой линии - нижней границы зоны вечных снегов. В зоне ледников на высотах выше 3000 м мы даже летом сталкиваемся со снегом и льдом. Лед в высокогорье неоднороден и сильно различается по цвету, твердости, вязкости, плотности, т. е. по содержанию воздуха, к тому же он подвержен влиянию температурных перепадов.
Основные виды льда-ледниковый, или фирновый, и натечный, образовавшийся из замерзающей воды. Фирновый лед более или менее вязок из-за разнозернистой структуры и насыщенности воздухом. Натечный же в зависимости от температуры представляет собой более или менее хрупкую однородную (гомогенную) массу.
Постоянно изменяющиеся условия, повышенная опасность в случае непогоды и длительное движение в разреженном воздухе требуют от альпиниста, попавшего в зону вечных льдов, большого опыта и хорошей психофизической подготовки.
Тяжелый рюкзак при хождении по льду затрудняет движение.
Хождение по льду из-за отсутствия естественных точек опоры требует обостренного чувства равновесия. Это связано еще и с тем, что лед не является естественным видом рельефа в повседневной жизни. Со льдом, с ледовой техникой человек встречается только в горах.
ЛЕДОВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ
Возросшая сложность альпинистских маршрутов требует применения современной техники в полном ее объеме, включая арсенал технических приспособлений. Его основное назначение - обеспечение безопасности. Изготавливаемое промышленностью снаряжение полностью не удовлетворяет растущих потребностей альпинистов. Этот пробел спортсмены восполняют, изготовляя самодельное снаряжение. Применение случайных материалов, стремление к необоснованному облегчению снаряжения, несоблюдение технологических требований при сварке и термической обработке часто становятся причиной аварийной ситуации. Самодельное снаряжение необходимо испытывать по методике УИАА. Надо учитывать динамический характер критических нагрузок, добавляя некоторый запас прочности на непредвиденные обстоятельства.
Заметим, что быстрота и безопасность восхождения, значительное снижение физических нагрузок у спортсменов во многом зависят от снаряжения. Особенно важно современное снаряжение и технику вводить на начальных этапах обучения. Альпинистское снаряжение должно быть тщательно отобрано, испробовано, проверено и подогнано. Каждый восходитель подбирает технические средства, учитывая свой рост, пропорции, а также сложность, крутизну и состояние маршрута.
Техника передвижения по льду основана на относительно малой твердости ледового рельефа, что позволяет использовать острые, впивающиеся в лед предметы. К ним прежде всего относятся кошки и ледоруб, а для обеспечения безопасности - ледовые крючья.
Кошки бывают жесткие, шарнирные, специальные (платформы). Изготавливаются они методом штамповки из высококачественных сплавов хрома, никеля, молибдена. Кошки отечественного производства обычно изготавливаются из стали ЗОХГСА. Для очень сложных ледовых маршрутов употребляются кованые кошки. В настоящее время широко применяются 12-зубые кошки, хотя встречаются и 8-, 10- и 14-зубые. Их вес от 550 до 800 г. Специальные, модели из высокопрочных сталей хорошо держат и на скалах. Средняя высота зубьев - 35 мм. Кошки с короткими зубьями (20-30 мм) используются для очень твердого льда, а с длинными (40-50 мм) - для фирна и плотного снега (рис. 115).

Рис. 115. Виды альпинистских кошек: а - 10-12-зубые шарнирные; б - 12-зубые типа платформы; в - отечественного производства с защелкой тросом

Ледоруб должен отвечать ряду требований, так как от его качества часто зависят надежность прохождения маршрута, безопасность. Состоит он из трех основных частей: головки, рукоятки и штычка (рис. 116).
Головка изготавливается из высокопрочных сплавов хрома, ; никеля, молибдена, других специальных сплавов и сталей. Клюв современных ледорубов согнут, что позволяет проходить очень крутые ледовые и фирновые маршруты. Клюв острый, тонкий, с зазубринами снизу. Зазубрины увеличиваются от конца клюва к рукоятке. Сейчас широко применяются ледорубы с двумя рядами зубьев (снизу и сверху). Такая конструкция способствует лучшему врубанию в лед. Второй конец головки представляет собой изогнутую лопатку, предназначенную для рубки ступеней, чистки льда от крошки и снега, других целей. , Поэтому лопатка с обеих сторон заточена под углом 45-50°. Отверстие в головке предназначено для страховки ледоруба. Ледоруб используется для опоры при движении, рубки ступеней, организации страховки и самостраховки, а также для различных креплений в спасательных работах. Сейчас также применяются ледорубы с различной геометрией клюва и меняющимся углом наклона (рис 117).
Рукоятка ледоруба - овальной формы, изготавливается из трубки, покрытой теплоизолирующим и влагоустойчивым синтетическим материалом или резиной. Для рукоятки используются сплавы металлов, отличающихся специальными механическими

Рис. 116. Виды ледорубов:
а - длинный - для снежных маршрутов;
б - короткий - для комбинированных
маршрутов
Рис. 117. Виды головок ледорубов: а - нормальные, удобные для вырубания ступеней; б - для преодоления ледовых стен; в - со сменными частями головки

свойствами. Лучшие современные образцы ледорубов выдерживают нагрузку до 1600 кг (требования УИАА - не менее 400 кг). Внутренняя полость рукоятки заполнена очень легким материалом, адсорбирующим звуковые волны, благодаря чему удается избежать неприятного звука при ударах ледоруба о скалы и лед. Сейчас также в ходу фибергласовые или специальные волокнистые рукоятки. Деревянные рукоятки применяются все реже.
Штычок ледоруба, или наконечник, часто снабжен отверстием для различных вспомогательных целей. Рукоятка и штычок имеют плавный переход.
Длина ледоруба зависит от роста альпиниста и от маршрута. Для комбинированных скально-ледовых маршрутов применяются ледорубы с короткими рукоятками (60 см), а для снежных маршрутов с длинными (85-90 см).

Вес современных ледорубов колеблется в зависимости от длины и габаритов в пределах 650-850 г.
В нашей стране сейчас используются цельнометаллические модели производства Ленинградской экспериментальной судоверфи. Рукоятка изготавливается из алюминиевого сплава в виде трубки специального сечения, на которую надето изолирующее покрытие. Головка с сильно изогнутым клювом снабжена выступающими зубчиками, лопатка или боек приварены. Ледоруб оснащен темляком из капроновой ленты.
Айсбайль отличается от ледоруба только конструкцией головки, вместо лопатки имеет боек. Таким образом, айс-байль служит переходным устройством между ледорубом и молотком (рис. 118). Ледовый молоток чаще всего используется на комбинированных маршрутах с протяженными ледовыми участками. Имеет сильно изогнутый клюв. Радиус изгиба клюва молотка для вертикальных ледовых участков равен длине рукоятки. Длина рукоятки превышает длину скальных молотков и достигает 35-45 см. Рукоятка изготавливается из высокопрочных металлических трубок. Головка точно центрирована. Клюв с острыми зубцами хорошо заточен, при ударе не вибрирует. Некоторые модели снабжены пластиной с зубчиками, укрепленной под резиновой рукояткой молотка. Пластина обеспечивает минимальную вероятность проворачивания клюва при боковой нагрузке и предохраняет от возможных ударов рукой о лед.
Для твердого льда используются короткие, очень тонкие клювы с маленькими зубчиками, а для фирна - длинный, достаточно толстый клюв с большими зубцами (рис. 119).
Вес современных молотков от 370 до 790 г.

Рис. 119. Виды ледовых молотков:
а - кобура для крепления молотка на беседке

Ледовые крючья. В качестве основной точки страховки на льду применяется ледобурный крюк. Отдельные особенности его конструкции продиктованы удобством пользования и практически не сказываются на прочности крюка, установленного на льду. Состояние льда (от пористого молодого глетчерного до натечного)

Рис. 120. Типы ледовых крючьев:
а - полые трубчатые с ленточный нарезкой (разной длины); б-фирновый винтовой; в - для натечного льда; г - штопорный; д-"морковка"; е - правильный угол заточки ледорубного крюка

влияет также мало. Для натечного льда надо сделать оговорку, касающуюся режущей части крюка. Здесь большое значение имеет точность заточки режущей части крюка, и если пятка режущих кромок не опущена (рис. 120}, крюк в лед не пойдет. Даже если с большими усилиями удастся ввернуть крюк, то во льду вокруг крюка появляются внутренние напряжения и при рывке может произойти выкалывание линз льда. Крюк с правильно заточенной режущей кромкой легко от руки идет в лед. По данным испытаний, ледобур выдерживает нагрузки до 1500 кг.
Кроме повышенной и стабильной прочности к числу достоинств ледобурных крючьев можно отнести и возможность установки их практически в любом месте ледового склона. Также установлено, что ледобурные крючья лучше выдерживают долговременные статические нагрузки, чем кратковременные импульсные. Изобретение и повсеместное внедрение ледобурных крючьев явилось новым этапом в развитии альпинизма, отразилось на выборе и тактике прохождения маршрутов.
Серьга крюка выполняется в разных видах. Она может быть качающейся, плавающей, с приварной ручкой для удобства заворачивания, опускающейся по телу крюка, дистанционная. Серьга должна иметь прочность не менее 1500 кг.
Ледовый якорь (айс-фи-фи). Для преодоления склонов большой крутизны иногда используют ледовый якорь. Варианты якорей отличаются друг от друга наличием или отсутствием лопатки, а также различными модификациями ручки. Лопатка предназначена для преодоления снежных карнизов, бергшрундов, для других вспомогательных целей (зачистка ступеней, "карманов", чистка льда под ледобу-ры). Один из интересных вариантов - складной ледовый якорь, где острый клюв убирается внутрь ручки (рис. 121). Ледовый якорь должен выдерживать нагрузку не менее 150кг без поломок и остаточной деформации. Как и ледобурный крюк, он определил качественный скачок в ледовой технике.

Рис. 121. Складной ледовый якорь - айс-фи-фи:
а - клюв; б - ручка с мягкой оплеткой; в - шарнир; г - репшнур для петли

Специальное снежно-ледовое снаряжение. К специальному снаряжению можно отнести снежные и фирновые якоря, лавинные лопаты, зонды, лыжные палки, пилы для снега, пробки-якоря для льда и т. д.
Использование снежного якоря в виде пластины, согнутой под углом 120° и снабженной двойной тросовой оттяжкой для крепления к основной веревке, позволяет увеличить в зависимости от величины якоря несущую его способность до 200-340 кгс. Размеры снежных якорей различны: 300X300 мм, 200x200 мм, 140X140 мм (рис. 91).


ПОДГОТОВКА СНАРЯЖЕНИЯ. ПЕРЕНОСКА И ХРАНЕНИЕ
Необходимо тщательно проверить и подготовить ледовое снаряжение.
Прежде всего надо проверить кошки - нет ли микротрещин и поломок. Хорошее прилегание кошек на ботинке - важная предпосылка для уверенного движения. Кошки считаются хорошо подогнанными, если зубья расположены по ранту ботинка и если кошка не спадает с поднятого вверх ботинка даже не будучи привязанной.
Передние зубья должны выступать на 25-30 мм. Более длинные зубья при хождении на кошках перегружают мускулатуру ног, препятствуют надежному лазанью. Слишком короткие зубья не способны выполнять своих функций (рис. 122).
Кошки крепятся к ботинкам тросиком, ремнями или пяточным креплением наподобие горнолыжного. Рекомендуется пользоваться прорезиненными ремнями из синтетических материалов. Основное требование - ремни должны быть гибкими, прочными, надежными, не должны менять своей длины при намокании и изменении температуры, не замерзать на морозе. Длина каждого ремня около 170 см. Они бывают из двух частей или сплошными. Пряжка или узел должны находиться с внешней стороны ботинка, чтобы случайно не зацепиться за нее зубом кошки. При других способах крепления к ботинку кошки следует подстраховывать ремнем или тесьмой вокруг голени.

Рис. 122. Крепление кошек к ботинкам:
а - фиксация носкового ремня; б - пряжка с наружной стороны ботинка; в -
фиксирующий узел; г - пяточная скоба

На подходах кошки крепятся к рюкзаку снаружи, что позволяет быстро надеть или снять их. Носить кошки пристегнутыми к поясу не рекомендуется: при падении можно получить травму.
Ледоруб перед восхождением также подвергают тщательному осмотру. При необходимости надо заточить клюв, лопатку, шты-чок. Коротко о способах ношения и крепления ледоруба (рис. 123).

Рис. 123. Способы крепления ледоруба:
а - короткая скользящая петля; б - скользящий темляк; а - петли из репшнура и ленты

а. Короткая петля, привязанная к отверстию в головке. Преимущества: надежно держится в руке в случае зависания, удобно рубить ступени на льду, проходить ледовые стены лазаньем. Недостатки: легко пораниться при падении, трудно переложить ледоруб из одной руки в другую, освободить руку для выполнения того или иного приема.
б. Использование темляка. Преимущества: ледоруб застрахован, удобно держать его в руке. Недостатки: легко пораниться в случае падения, трудно передать из руки в руку, неудобно использовать при свободном лазанье, при организации страховки.
в. Длинная петля для привязывания ледоруба к грудной обвязке. Преимущества: ледоруб надежно застрахован, его не потеряешь, легко передать из руки в руку. Недостатки: длинная петля при движении может цепляться за выступы и путаться, ледорубом можно пораниться в случае падения.

Применительно к условиям иногда приходится выбирать между некоторыми затруднениями при выполнении технического приема (когда ледоруб закреплен) и возможностью потерять ледоруб, если он не подстрахован.
На подходах, там, где (по рельефу) нет нужды в ледорубе как в дополнительной точке опоры, его переносят привязанным сзади к рюкзаку. Там же, где рельеф часто меняется и столь же часто меняется потребность в ледорубе как опоре, его удобнее носить сверху под одной из лямок рюкзака, выпуская ручку под рукой - сбоку.
Ледовые крючья на восхождении размещаются на ремнях обвязки или беседки. Но при падении или скольжении можно пораниться зубцами крючьев. Альпинисты придумали своеобразную
кобуру - на зубья крючьев надевают полиэтиленовые пробки. Одежда должна быть аккуратно подогнана и заправлена. Не рекомендуется одежда из синтетических тканей, имеющая малый коэффициент трения. Обязательны рукавицы, защитные очки, каска.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО ЛЬДУ
Прежде чем встать на кошки, альпинист должен хорошо освоить технику ходьбы по льду без кошек. Надо четко представить себе разницу в движении по льду - натечному и пористому, чистому и с камешками, утреннему и дневному.
Предел крутизны склона, по которому можно передвигаться без кошек, зависит от льда и от типа ботинок.

Рис. 124. Движение по льду без кошек; ледоруб как дополнительная точка опоры

При любом движении - подъеме, траверсе, спуске - обязательна плотная постановка подошвы ботинок на ледовую поверхность. Следует избегать скользящих движений, постановки ноги на рант или на пятку. Ледоруб используется как дополнительная точка опоры (рис. 124).
Без кошек возможно передвигаться по склонам до 10-15°. В зависимости от крутизны ледовые склоны подразделяются на легкие (до 30°), средней трудности (35-50°), трудные (60- 80°), очень трудные (85° и более). Такое разделение, однако, весьма условно: на льду шкала трудностей не применима, поскольку можно создать в любом месте необходимые точки опоры и страховки.
Каждый шаг в кошках по льду должен быть аккуратным. Поднимать и опускать кошку надо не цепляя зубьями за лед, без проволакива-ния ноги, ногу ставить плотно, сразу на все зубья кошки (рис. 125).

Рис. 125. Правильный постав ног в кошках на различном рельефе

Когда зубья вогнаны в лед, поворачивать ступню опасно! Ступни развернуты, чтобы обеспечить сцепление всех зубьев со льдом. Широкая постановка ног создает лучшую устойчивость и не позволяет цеплять кошками за брюки или ботинки.
Движение вперед на некрутых склонах осуществляется без дополнительных приспособлений, помогающих сохранить равновесие. Ширина шага должна быть такой, чтобы обеспечить спокойный перенос тела с одной ноги на другую.
Всегда стараются иметь не менее двух точек опоры. На крутых склонах передвигаются в три такта. При движении упираются ледорубом в склон (рис. 126).

Рис. 126. Положение ледоруба при подъеме (спуске) на передних зубьях

При ходьбе в кошках рекомендуется использовать неровности склона: края трещин, углубления, бугры. Необходимо стремиться облегчить нагрузку на голеностопные суставы.
Направление движения от ориентира к ориентиру выбирается с учетом местности, большей надежности и экономии сил. На подъемах лучше идти зигзагом под углом 40-60°, а на спуске - прямо вниз, по линии падения воды. Прямо в лоб идут по склонам, когда можно ставить ступню всеми зубьями на склон, или по склонам такой крутизны, когда используются передние зубья кошек.
Прыжков на кошках надо избегать. Если это необходимо, прыгать следует так, чтобы нагрузка распределялась на все вертикальные зубья и чтобы альпинист сразу после прыжка занял устойчивое положение. Если кошки забиваются сырым снегом, наблюдается подлип, образующий платформы из снега, кошки надо очищать. Обивают снег рукояткой ледоруба.
Ходьба на кошках - основной способ передвижения по льду, поэтому лучше шлифовать индивидуальную технику и различные современные технические приемы, чем вырубать ступени. Надо помнить истину: пока альпинист приспосабливается к горе, это альпинизм; когда же он начинает приспосабливать гору под себя, это строительные работы. Во всех случаях действует основное правило альпинизма: безопасность прежде всего!

ТЕХНИКА ДВИЖЕНИЯ НА КОШКАХ
Подъемы. По некрутому ледовому склону (20-30°) поднимаются на кошках прямо вверх. Ноги при этом ставят на лед плотно, с легким ударом. Ступня чуть развернута носками наружу - елочкой. Чем склон круче, тем больше надо развернуть носки ног в стороны. Шаг делается короче обычного, а ступни ставятся шире.
На склонах крутизной 30-40° поднимаются наискось вверх зигзагообразной линией. Ледоруб - на изготовку, аналогично подъему по снежному склону. Переносить ногу надо повыше, чтобы не зацепить зубьями кошки за ботинок другой ноги. Зигзагообразный подъем позволяет после поворота изменить нагрузку на голеностопные суставы и мышцы ног.

Рис. 127. Правильное положение передних зубьев кошек на склонах различной крутизны

Повороты осуществляют следующим образом. Стоя, например, на правой ноге, надо упереться штычком ледоруба в склон. В этом случае головка ледоруба в правой, а рукоятка в левой руке. Необходимо перенести левую ногу назад-влево, развернув носок в обратном направлении. Затем, стоя на левой ноге, перенести правую влево-вверх и, уже стоя на обеих ногах, переменить положение ледоруба. При этом правая держит за рукоятку, а левая - за головку.
Подъем по крутым склонам (40-60°) осуществляется в лоб, прямо вверх на передних зубьях кошек. При этом необходима самостраховка ледорубом. О способах применения ледоруба поговорим позже. Сейчас обратим внимание на постановку ног. На каждом шагу, прежде чем вбивать зубья кошек, нужно приподнять ногу так, чтобы носок был опущен слегка вниз. Затем произвести вбивание и слегка опустить пятку. Ступня должна быть почти горизонтальна, т. е. пятка чуть приподнята, как показано на рис. 127. Пятку ниже горизонтальной линии не опускать!
Зубья кошек вбивают одним коротким, сильным направленным ударом. Ноги нагружают плавно, избегая резких движений. Положение тела вертикальное. На склон не ложиться. Шаг удобный, небольшой. Ступни параллельны друг другу. Ноги на ширине плеч.
Если зубья сразу вбить не удалось, шаг не получился, то повторно вбивают их чуть в стороне от первоначального места. Надо избегать скоблящих движений на льду. Постановка кошек на боковые зубья исключена.
Обратим внимание, что такая техника применима для жестких кошек, имеющих передние зубья. Использование шарнирных кошек с мягкими подошвами очень утомляет идущего. Кроме чистой техники альпинисту необходимы и хорошо тренированные ноги.
При подъеме (спуске) лицом к склону на участках крутизной до 65° ледоруб держат поперек груди, в положении "самозадержания". Клюв втыкают в лед на уровне головы, после чего делают первый шаг. Подъем происходит в ритме трех тактов: поднять и вогнать ледоруб; поднять и вогнать (вбить) зубья кошки левой ноги; поднять и вбить зубья кошки правой ноги. Затем цикл повторяется.
Рука, опирающаяся на ледоруб, держит рукоятку близко к склону, а рука, создающая противоусилие, охватывает головку, обеспечивая устойчивое положение ледоруба и исключая его качания из стороны в сторону. В этом случае необходима филигранная техника, так как при переносе ледоруба на новое место вверх отсутствует третья точка опоры. Если одна из кошек проскальзывает или теряет опору, центр тяжести сразу смещается, и тело в равновесии удерживается только ледорубом. Поэтому в момент переноса ледоруба нельзя допускать проскальзывания кошек.
Технику прохождения ледовых стен рассмотрим чуть ниже, так как разница в основном заключается в применении дополнительных средств для рук и ног.
Траверсы. На некрутых склонах (до 30°) траверсом идут боком к склону. Ноги параллельны или развернуты полуелочкой. Ледоруб служит точкой опоры (рис. 128).
На более крутых склонах ледоруб берут так, чтобы штычок упирался в склон. Нижняя по склону нога развернута полуелочкой. Лицо направлено в сторону движения (рис. 129). При траверсе рекомендуется вбивать кошки легким ударом, акцентируя постановку развернутой полуелочкой ноги. Ледоруб также может быть в положении "на изготовку".

Рис. 128. Траверс некрутого склона и правильная постановка ног Рис. 129. Траверс спиной к склону-полуелочкой

Траверс более крутого склона (до 50°) может осуществляться спиной от склона. Носки ног направлены вниз. Вонзая штычок ледоруба в склон сзади себя, ноги переставляют приставным шагом в три такта (рис. 130).
Очень крутые склоны траверсируют лицом к склону на передних зубьях кошек. Ледоруб держат поперек груди, в положении "на самостраховке". Траверс выполняют в три такта следующим образом. Сперва забивают в лед клюв ледоруба. Затем, например, при траверсе вправо правую ногу вбивают на ширине шага в лед. При надежном контакте передних зубьев правой ноги со льдом вбивают, придерживаясь ледорубом, левую ногу рядом с правой. Затем цикл повторяется. Ширина шага тем меньше, чем круче склон.
На фирновых склонах иногда для вбивания в твердый снег лучше использовать лопатку ледоруба. В этом случае его надо держать так, как показано на рис. 131.

Рис. 130. Траверс крутого склона приставным шагом Рис. 131. Положение ледоруба при самостраховке на фирновом склоне

Спуски. На некрутых склонах идут прямо вниз, используя ледоруб как точку опоры (рис. 132). На более крутых склонах (до 40°) обычно идут в положении спиной к склону. Ноги ставят на склон носками вниз. Ледоруб в положении "на изготовку". Ноги вбивают в лед акцентированными короткими ударами от колена (рис. 133)

Рис. 132. Спуск прямо - вниз с опорой на ледоруб Рис. 133. Спуск с самостраховкой ледорубом

Для спуска по ледовым стенам применяют дюльфер. Все организационные меры и порядок спуска аналогичны приему на скалах, однако ноги следует ставить гораздо шире, чтобы не зацепиться зубьями кошек за ботинки или брюки.
На спуске можно использовать прием "ледоруб - перила", особенно оправдывающий себя на коротких крутых трудных участках. После каждых двух шагов рука, скользящая в это время по рукоятке, занимает исходное положение, и клюв врубается в лед. Если на клюве острые зубчики, такой способ вполне надежен, так как ледоруб хорошо держит (рис. 134).

Рис. 134. Прием "ледоруб - перила"- используется на спуске Рис. 135. Движение и самостраховка на остром ледовом гребне

Подъем по ледовому камину или узкой трещине производится аналогично подъему по скальному камину, только здесь он облегчен применением кошек и ледоруба.
На остром ледовом гребне ноги легче ставить по обе стороны его, развернув носки вниз. Ледорубом упираются в гребень. Шаги небольшие (рис. 135). Если гребешок не очень заострен, а ширину имеет примерно равную ширине ступни, одну ногу следует ставить на гребень, а другую -на склон. Острые гребни обычно срубаются так, чтобы появилась ступень.
На склонах крутизной более 60°, а на твердом льду и на менее крутых склонах для надежного прохождения необходимы три точки опоры. В руках должны быть соответствующие приспособления: ледорубы, молотки, ледовые крючья, айс-фи-фи или их комбинации.
В редких случаях, если поверхность льда неровная, шероховатая, с ледовыми зацепами, можно для одной руки использовать ледоруб, а для другой - вырубленные ледорубом зацепы для рук. Однако самый быстрый и надежный способ связан с использованием специальных приспособлений.
На твердом фирне хороша комбинация "два ледоруба". Когда крепкий фирн лежит на льду, целесообразна комбинация "ледоруб - айсбайль". На чистом льду предпочтительнее комбинация из двух ледовых молотков. На очень крутых, отвесных участках незаменимы айс-фи-фи. Очень важна форма головки ледоруба. Если мало загнутый клюв оправдывает себя при рубке ступеней, то сильно загнутый клюв с зазубринами -при рубке фирна и льда. Очень сильно загнутый клюв (ледоруб типа "птеродактиль") незаменим в зимних восхождениях на скалах с натечным льдом.

Рис. 136. Различные способы крепления рукоятки ледоруба и молотка к руке

Ледорубы и молотки должны хорошо лежать в руке (рис. 136), для чего необходимо подвязать петлю из ленты или репшнура соответствующей длины.
На участках крутизной до 70-75° можно использовать технику упоров двумя руками. При этом головки молотков или лопатки ледорубов держат ладонью сверху, а пальцами снизу и клюв втыкают в склон (рис. 137). Необходимо подниматься ритмично, в последовательности: рука - рука - нога - нога. Ледорубы вбивают примерно на уровне груди. Этот способ требует хорошего чувства равновесия и оправдывается на льду, в который хорошо входит клюв ледоруба. Если же клюв проникает лишь на несколько миллиметров, возможен срыв. В таком случае головки ледорубов надо брать пальцами сверху, как показано на рис. 138.

Рис. 137. Движение с двумя ледорубами на упоре: а - положение руки на головке ледоруба Рис. 138. Движение с двумя ледорубами - на подтягивании: а - хват руки за головку ледоруба

Ледорубы вбиваются на уровне лица и служат сперва для подтягивания, а затем для упора. При такой технике подтягивания-упоров идти чуть труднее, зато повышается надежность. Во время движения все время имеются три точки опоры.
Техника движения с двумя молотками решила проблему вертикальных стен. Комбинация жестких кошек и ледовых молотков позволяет быстро и надежно проходить ледовые стены большой протяженности. Рука, держащая рукоятку, дополнительно прикреплена к ней с помощью петли (рис. 139). Ледовый молоток с выдвинутым шипом (рис. 140) предохраняет от повреждения пальцев о шероховатый лед при потягивании. Шип также предотвращает боковое соскальзывание рукоятки молотка вбок на гладком льду.

Рис. 139. Положение руки на рукоятке молотка Рис. 140. Использование упорного шипа на рукоятке молотка

Молоток вбивают примерно на ширине плеча чуть выше головы (примерно на 40-45 см), а другой -на длину полусогнутой руки. Передвигаясь на передних зубьях кошек, поднимаются до уровня, когда вбитый ниже молоток окажется на уровне лица или чуть ниже. Затем этот молоток вынимают, повернув рукоятку (приложив боковое усилие), и вбивают на высоте, достигаемой полусогнутой рукой. Вес тела альпиниста сосредоточивается на передних зубьях кошек. Молотки служат в основном точками опоры и страховки (рис. 141).

Рис. 141. Преодоление ледовой стены с двумя молотками

При движении необходимо соблюдать три точки опоры. Избегать боковой нагрузки на молотки. Тело располагать вертикально, не прислоняться к стене! Молотки нагружаются вниз, чтобы они не вырвались. Молотки в лед вбивают сильным, акцентированным ударом. Забивать молоток надо с одного раза, чтобы не скалывать лед.
Передвигаться следует ритмично, без резких движений. Пятки ног не опускать. Ступни располагаются параллельно одна другой.
Для прохождения протяженных ледовых участков иногда целесообразны лесенки, подвешенные на молотках. В этом случае нужно отрегулировать длину лесенок. Ногу (с кошкой) вбивают в лед аналогично описанной выше технике. На протяженных участках, где необходимо забивать или закручивать ледовые крючья, молотки подвязывают к грудной обвязке, а для закрепления ручек молотков к рукам используют петли. Это позволит, повиснув на грудной обвязке, освободить руки для закручивания ледобуров.
С использованием ледовых молотков возможно прохождение небольших отвесов. Однако в таких случаях предпочтительнее айс-фи-фи.
Особенно оправдывается комбинация "айс-фи-фи - петли для ног". Соответствующей длины петли привязывают к ручкам айс-фи-фи. Порядок движения следующий: айс-фи-фи поднимают на высоту, достигаемую полусогнутой рукой, клюв приставляют к стене и вес тела переносят на ногу, загружая айс-фи-фи, клюв которого под нагрузкой впивается в лед. Затем, выпрямив ногу, другой рукой поднимают айс-фи-фи и, воткнув клюв, переносят вес тела на другую ногу: осуществляется шаг. Так как в этом случае имеется лишь одна точка опоры, необходима надежная страховка через ледовые крючья.
Айс-фи-фи располагают чуть шире плеч, чтобы в случае его вырыва не поранить лица.
Длина петли примерно такая, чтобы, стоя на ровном месте, можно было поднять привязанный айс-фи-фи до уровня головы (ладонь, держащая ручку, располагается на уровне виска).
Если петли не используются, айс-фи-фи должны быть подвязаны к рукам. Возможны комбинации "грудь - нога", "нога - нога", "нога - рука".

ВЫРУБАНИЕ СТУПЕНЕЙ
С появлением жестких кошек, ледобуров, молотков, наконец, айс-фи-фи рубка ступеней как технический прием стала скорее исключением, чем правилом. Необходимость перехода от движения на кошках к рубке ступеней определяется протяженностью и крутизной склона, характером ледового рельефа, состоянием и качеством льда, количеством участников в группе, их технической оснащенностью и квалификацией. и
Вырубание ступеней связано с большими затратами времени и сил, требует умения, силы и выносливости рук.
В зависимости от твердости льда (или снега), крутизны и других факторов ступени могут быть: одинарными, двойными, полуторными, горизонтальными для траверса.
Главное условие для вырубания ступеней - удар ледорубом нужной силы. Зависит она не от силы рук, а от момента инерции, приданного ледорубу. Для экономии сил и повышения производительности работы ступени рекомендуется рубить двумя руками. При рубке ступеней используются пружинящие свойства головки ледоруба.
На склонах средней крутизны ступени рубят в открытой стойке (лицом от склона), ближняя к склону нога стоит выше по склону. На крутых склонах (круче 55°) ступени рубят в закрытой стойке (лицом к склону), дальняя от склона нога находится выше на склоне.
Вырубание ступеней в открытой стойке для подъема, спуска и поворотной ступени. Необходимо сначала отметить размеры ступеней и расстояние между ними. Расстояние между ступенями выбирается по шагу самого маленького в группе. Обычно 20- 30 см. Размер ступени определяет самый большой размер ботинка. Направление линии ступеней к линии падения воды обычно 45-55°. Такой угол наклона позволяет быстро набирать высоту, сохраняя устойчивое положение альпиниста.

Рис. 142. Вырубание ступеней в открытой стойке: а - на подъеме; б - при траверсе

Ступени на склоне размечают клювом ледоруба так, чтобы их легко было достать, не задевая штычком ледоруба себя при рубке. Мерилом расстояния по вертикали между ступенями может служить длина головки ледоруба (рис. 142).
В открытой стойке ледоруб лучше держать двумя руками за рукоятку, причем ближе к штычку располагается ближняя к склону рука. Если темляк хорошо подогнан, масса ледоруба удерживается не столько сжимающими рукоятку пальцами, сколько самим темляком, охватывающим лучезапястный сустав.
Вырубание ступеней начинается с подсечки площадки ступени горизонтальными ударами клювом ледоруба (рис. 143). Затем сильными вертикальными ударами надо срубить лед над подсечкой. После этого лопаткой ледоруба следует расчистить ступеньку и придать ей правильную форму. Ступень должна иметь небольшой уклон внутрь, к склону. Дважды бить в одну точку не рекомендуется, поскольку при этом может заклиниться клюв ледоруба или отколоться слишком большой кусок льда. Не следует и раскачивать клюв ледоруба из стороны в сторону, ибо можно сломать ледоруб.
Каждый цикл состоит из вырубания двух ступеней и перехода по ним вверх. Рекомендуется сначала вырубить верхнюю, а за-тем нижнюю ступень. Конечно, можно делать и наоборот, но тогда придется дополнительно расчищать нижнюю ступеньку от осколков льда.
При вырубании ступеней надо учитывать, куда будут лететь осколки. Если внизу находятся люди, рубить надо осторожно, срубая мелкие куски льда.
Если ступени вырубают в очень твердом, натечном льду, клювом делают легкие, скользящие удары вдоль поверхности склона. Ступенька постепенно углубляется.
При переходе со ступени на ступень ледоруб берут в положение "на изготовку". Если необходимо, можно упираться штычком в склон.

Рис. 143. Последовательность вырубания ступеней

Изменить направление движения (зигзаг) можно несколькими способами:
1) вырубить сразу три ступени, расположенные треугольником, как показано на рис. 144. Средняя ступень - полуторной длины и более глубокая. Шаг 1 делается наружной ногой. Шагом 2 внутренняя нога становится в глубокую среднюю ступень. Затем следует шаг 3 наружной ногой на ту же ступень носком к склону и принимается исходное положение для нового шага. При перестановке ноги обязательно сохранение двух точек опоры. Переставив в новое положение ногу (шаг 4), меняют положение ледоруба. Тяжесть тела переносится на ногу, переставленную шагом 4. Затем выполняется шаг 5.

Рис, 144. Первый варинат расположения ступеней при переходе зигзагом

2) вырубается большая удобная двойная ступень или лоханка, а выше - вторая в новом направлении обыкновенная ступень. Переход показан стрелками на рис. 145.
При подъеме прямо вверх делают в шахматном порядке нишеобразные ступени (рис. 146), которые можно рубить как в открытой, так и в закрытой стойке.

Рис. 145. Второй вариант расположения ступеней при переходе зигзагом
Рис. 146. Вырубание полуступеней (сводчатых) прямо - вверх Рис. 147. Переход по ступеням вниз

Для спуска по вырубленным ступеням в каждой позиции рубят одну двойную ступень. Спускаются приставным шагом, придерживаясь рукой за одну из верхних ступеней, опираясь о колено или штычком ледоруба (клювом) в положении самостраховки (рис. 147). Ступени для спуска вырубают одну под другой примерно под углом 15° (рис. 148). Для этих целей удобен ледоруб с длинной рукояткой

Рис. 148. Вырубание ступеней вниз Рис. 149. Вырубание ступеней в закрытой стойке

Вырубание ступеней в закрытой стойке применяется на склонах круче 50-55°. В закрытой стойке положение альпиниста более устойчиво, чем в открытой. В каждом положении вырубают две ступени: полуторные или одну двойную.
Сперва делают "карман" для руки на уровне плеча. Ступени вырубают одной рукой, второй держатся за "карман". Например, идя вправо, альпинист левой рукой держится за "карман", а правой рубит ступень. Ледоруб для удара лучше всего поднимать круговым замахом: вниз - назад - вверх - удар (рис. 149). Рубить целесообразнее укороченным ледорубом.
По ступеням переходят приставным шагом. Например, при движении вправо по полуторным ступеням правую ногу ставят в дальний конец нижней ступени, левую - в ту же ступень сзади правой ноги, но только передней частью кошки, стоя на которой переставляют правую ногу на верхнюю ступеньку, затем поворачивают левую ногу в нижней ступеньке на все зубья кошки.
По двойным ступеням переставляют в дальний конец новой ступеньки правую ногу, приставляют к ней сзади левую и обеими ногами стоят на одной ступеньке.
При переходе по ступеням для большей устойчивости надо одной рукой держаться за "карман", а другой вонзить клюв ледоруба в склон и держаться за него.
В закрытой стойке рубить ступени очень утомительно, и на очень крутых склонах (65-75°) к этому способу прибегают редко.
Для повышения устойчивости рекомендуется кроме опоры за "карман" использовать ледовый молоток, вбитый в лед и привязанный к грудной обвязке (рис. 150).

Рис. 150. Использование ледового молотка - дополнительной точки опоры и самостраховки Рис. 151. Вырубание ступеней на ледовом гребне

Там, где движение на передних зубьях кошек рискованно, рекомендуется рубить одну большую ступень, а затем на расстоянии вытянутой руки - следующую. Их используют сначала для руки, а потом для ноги.
Вырубание ступеней на остром гребне осуществляется следующим образом. Острие гребешка срубают легкими ударами ледоруба, чтобы при неточном ударе не потерять равновесие и устойчивость. Один ряд ступеней располагают на самом гребешке, срубая его острие, а другой ряд — на более пологом склоне (рис. 151). Переступая по гребешку, следует опираться ледорубом о лед перед собой., На тонких ледовых гребешках, перемычках обычно срубают острый гребень ледорубом так, чтобы можно было преодолеть гребень верхом.

САМОЗАДЕРЖАНИЕ НА ЛЬДУ
Самозадержание на льду очень проблематично. Даже опытнейшие ,альпинисты только в исключительных случаях удерживаются на ледовом склоне при срыве.
Главное — не упустить время и не развить скорость скольжения. Если не удастся остановиться полностью, то уменьшение скорости облегчит товарищу возможность осуществить задержание сорвавшегося веревкой.
При падении необходимо немедленно, пока скорость скольжения еще невысока, принять меры к самозадержанию. Самый надежный способ на льду — ледоруб держат поперек груди и прижимают всей тяжестью тела (рис. 152). Если возможно, надо постараться вбить клюв в лед, а затем прижать его изо всей силы. Ледоруб необходимо крепко держать в руках. Ноги приподняты, чтобы не зацепиться кошками за склон, иначе большие силы инерции могут перевернуть альпиниста через ноги и голову.

Рис. 152. Самозадержание на льду:
о — клювом ледоруба; б — на пористом льду клювом и штычком; в — классический прием

При скольжении вниз головой на животе необходимо сначала развернуться. Ледоруб держится на полусогнутых руках чуть выше головы. Во время зарубания сила инерции повернет альпиниста вокруг клюва ледоруба. Приняв положение головой вверх, ледоруб прижимают грудью и всем весом тела (рис. 153).

Рис. 153. Порядок самозадержания в сложных
случаях падения на льду

При скольжении на спине вниз головой необходимо в начале падения воткнуть клюв ледоруба в лед на уровне груди. Силы инерции перевернут альпиниста вверх головой и на живот, после чего самозадержание осуществляется как было описано выше.
На ледовом склоне гораздо легче задержаться при проскальзывании ноги в первый момент, чем зарубаться, распластавшись на льду. На тренировке следует уделить внимание отработке приема самозадержания при проскальзывании одной ноги.
Отработки самозадержания на льду —очень утомительное и неприятное занятие. Тем не менее освоение этих технических приемов необходимо.

СТРАХОВКА НА ЛЬДУ
В качестве основной точки страховки на льду применяется ле-добурный крюк. Отдельные особенности конструкции, продиктованные удобством использования, практически не сказываются на прочности крюка, установленного на льду. Состояние льда — от пористого молодого глетчерного до натечного — влияет мало. Вероятно, более прочный натечный или старый глетчерный лед в то же время более хрупок.
По данным испытаний комиссии по снаряжению Федерации альпинизма СССР, при различных состояниях льда ледобурные крючья способны выдержать рывок 1500—2000 кг, а крюк типа «морковка»—всего 600 кг.

Рис. 154. Система блокировки ледовых крючьев на крутом ледовом рельефе: а — самостраховка страхующего; б — веревка к ведущему
Кроме повышенной и стабильной прочности к числу преимуществ ледобурных крючьев можно отнести возможность их установки практически в любом месте ледового склона, но предварительно необходимо приготовить место для организации страховки. Страховочная площадка вырубается такой величины, чтобы можно было стоять обеими ногами. Можно подготовить две ступеньки. Ступеньки рекомендуется также подготовить для товарища, которого страхуешь, чтобы при выходе к месту страховки он мог удобно встать.
Перед завинчиванием (или забивкой) крюка надо очистить место от разрыхленной массы до плотного чистого льда. Лучше всего вырубить горизонтальную площадку («карман») для завинчивания крюка.
Крюк забивается (ввинчивается) перпендикулярно направлению натяжения веревки, т. е. под углом до 100° (рис. 154). Встречающиеся в специальный литературе величины в 120 и даже 135° наклона крюка не показали практического соответствия.
В холодную морозную погоду крюк тотчас же вмерзает и вывернуть его становится почти невозможным. В таком случае надо аккуратно вырубать его ледорубом или ледовым молотком, стараясь при этом не повредить тело крюка.
В мягком льду под воздействием солнца или при длительных нагрузках крюк становится ненадежным. Для предупреждения его вытаивания или активного нагревания сразу после прощелки-вания в проушину крюка карабина с веревкой нужно засыпать головку крюка кусками льда и утрамбовать снегом.
Для ускорения вворачивания крюка удобно пользоваться импровизированным рычагом: клювом ледоруба и ледового молотка, другим крюком (рис. 155).
Рис. 155. Использование дополнительного рычага при вворачивании-выворачивании крюка

Если используются крючья типа «морковка», забивать их надо серией в 40—60 частых, непрерывных, несильных последовательных ударов. В противном случае даже при небольшой паузе в серии ударов вокруг крюка образуется воздушная подушка и несущая способность крюка станет ничтожной. Если крюк забит ненадежно и вошел в лед слишком легко, не следует вынимать его. Лучше, забив другой крюк в полуметре, сблокировать их петлей.
В качестве идеальной страховки применяются два длинных ледобура (25—28 см), ввинченных один над другим как показано на рис. 154. Использование треугольника сил обеспечивает оптимальное распределение нагрузки на крючья в случае срыва. Крючья расположены на расстоянии 75 см и не на одной прямой по отношению к линии падения воды, а с отклонением на 10 см. Оба крюка соединяются между собой петлей длиной около 2—2,3 м.
На трудном рельефе обязательно завинчивать на месте страховки крюк, изменяющий направление движения веревки. Мнение, что на льду рывки при срыве слабее, чем на отвесной скале, ошибочно. На льду крутизной выше 50° практически нет разницы между свободным падением и скольжением. Так, на отвесных скалах альпинист весом 80 кг при падении на 10 м развивает скорость 50 км/кас и процесс длится 1,42 сек. На льду крутизной 55° и падении на 10 м он развивает скорость около 28 км/ч и процесс длится около 1,45 сек. Поэтому на льду речь может идти только о динамической страховке, что позволит снизить нагрузку на ледовые крючья. Для страховки рекомендуется применять, например, шайбу Штихта, узел УИАА. При страховке через поясницу необходимо использовать карабин, регулирующий направление веревки (рис. 156).
Рис. 156. Организация пункта страховки на льду (вариант): а — регулирующий карабин
Рис. 157. Самовыворачивающийся ледобурный крюк
Страхуемый не должен выходить вверх над страхующим: в случае падения неизбежны тяжелые ранения последнего зубьями кошек.
На льду обычно завинчиваются крючья через каждые 10— 15 м для промежуточной страховки. При динамической страховке на льду такое расстояние вполне оправдано.
Когда на ледовом склоне пройдена почти вся веревка и требуется организовать страховку, надо вырубить маленькую ступеньку, подняться на нее, завинтить крюк и встать на самостраховку. После этого вырубают большую ступеньку, на которую можно уверенно встать на широко расставленных ногах. Но лучше сразу вырубить обе ступеньки. Для точек страховки рекомендуются длинные ледовые крючья 25—28 см.
Серьезная проблема при спуске по крутым ледовым склонам и стенам — безопасность последнего. Если предстоит несколько спусков, оставлять на каждом из них по крюку расточительно. Для спуска последнего в группе существует надежный способ самовыворачивающегося крюка. Участники спускаются по обычной схеме. Перед спуском последнего на ледобур накручивается кусок репшнура, соединенного со вспомогательной веревкой или второй прядью спусковой веревки для выдергивания крюка. Последний начинает спуск, только когда внизу оба конца спусковых веревок надежно закреплены на очередной станции страховки. Окончив спуск, следует, равномерно нагружая, тянуть за веревку, которая соединена с крюком петлей репшнура (рис. 157).
Если ледовых крючьев мало, они требуются для страховки, а на спуск явно не хватает, надежным выходом из положения служит ледовая проушина (рис. 158). Ее просверливают длинным ле-добуром в ледовой поверхности с двух сторон под углом 60° так, чтобы получилось соединяющееся сквозное отверстие. Затем проволочным крючком (а он необходим в арсенале группы) через проушину протаскивают кусок основной веревки, завязывают петлю, пропускают спусковую веревку — и станция спуска готова. Ледовая проушина вполне надежна: по данным исследований УИАА, во льду средней плотности (0,8—0,9 кг/дм3, температура льда около 0,2°) получены следующие величины статической нагрузки: при L= 15 см, репшнур D 6 мм — до 600—800 кг; при L=15 см лента шириной 2,5 см—до 1100 кг; при L = 20 см веревка D = 9 мм—до 1240 кг, без вырыва ледовой проушины!
Рис. 158. Организация точки закрепления на льду — проушина (по В. М. Абалакову)
На комбинированных маршрутах, если возможно, следует предпочесть быстро организуемые способы страховки, конечно, не в ущерб безопасности. Например, на снежно-ледовом склоне быстрее найти место для страховки через ледорубы, чем долго докапываться до плотного льда для забивки крюка (рис. 159). На гребне время экономится за счет комбинации страховки через ледоруб и скальный выступ (рис. 160).
Для спуска альпинисты иногда используют ледовые столбики (рис. 161). Чтобы веревка не соскользнула со столбика, его делают диаметром до 1 м, высотой до 30 см, с круговым желобком внизу.
Рис. 159. Вариант страховки через ледоруб
Рис. 160. Страховка на комбинированном гребне
Рис. 161. Ледовый столбик

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ В СВЯЗКАХ
При подъеме по объективно опасным ледовым склонам связка должна двигаться с попеременной страховкой (рис. 162). Одновременное движение в связках на льду без промежуточных крючьев не разрешается, ибо при срыве одного в связке самозадержание весьма проблематично (рис. 163). К тому же альпинисты могут ранить друг друга кошками и ледорубами. При необходимости можно двигаться одновременно, но при этом обязательно завинчивать ледовые крючья так, чтобы между партнерами по связке был хоть один промежуточный ледовый крюк. Когда идущий сзади подходит к крюку, последний начинает готовить площадку для завинчивания очередного ледового крюка. После того как ведущий закрутит крюк, последний выкручивает ледобур.
На льду для прохождения второго целесообразно использовать зажим. Поскольку техническая работа даже на крутых ледовых склонах незначительна, применение зажима и перильной веревки не противоречит ранее сказанному. Предпочтение подобной схеме движения отдается и из-за ее более высокой безопасности.
При подъеме по ледовым склонам зигзагом пункты страховки организуются в точках поворота с внешней стороны, так, чтобы в случае срыва ведущего в связке он в падении не сбил страхующего (рис. 164).

Рис. 162. Порядок движения связки и организация пунктов страховки
Рис. 163. Опасность одновременного движения в связке без промежуточных крючьев
Рис. 164. Движение связки зигзагом: а — точки расположения промежуточных крючьев в страховочной цепи
Передвижение по снежному рельефу

Rambler's Top100
Hosted by uCoz