ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ Зная особенности горной реки, альпинист должен выбрать место и время переправы так, чтобы там, где час-два назад нечего было и думать о переправе, брод оказался сравнительно легким. Ручьи и небольшие речки в это время удается преодолеть даже не замочив ног, прыгая с камня на камень. Иногда приходится преодолевать водную преграду вброд. В этом случае следует переправляться ниже поворота реки (рис. 256), наискось от внутреннего берега, по направлению течения воды. Переправляться вброд нужно только в ботинках на босу ногу. В этом случае меньше шансов повредить ноги об камни на дне реки.
Если поток бурный, с мутной водой, не позволяет просмотреть характер
дна, для опоры удобно использовать шест (рис. 257), подстраховав его
петлей из репшнура. Страховка осуществляется двумя веревками. В случае
срыва переправляющегося верхняя страховочная веревка его удерживает,
а нижняя, по берегу,— подтягивает. Если одному переправиться трудно,
можно войти в воду вдвоем-втроем (рис. 258). Если переправа осложнена,
лучше переправляться вброд по перилам. Перильную веревку закрепляют
на обоих берегах. Причем все используемые перила при переправах через
горные реки натягивают только при помощи системы полиспаста. Переправляющийся
должен находиться ниже перил по течению воды, самостраховка — на скользящем
карабине. Страховочная веревка обязательна. Если переправляющегося собьет
во-
При массовых переправах организуют переправу через реку по переброшенному или сплавленному бревну. Перебрасывая или сплавляя бревно, комлевую часть надо закрепить в каменном «мешке». К верхней части бревна привязывают страховочные веревки. При перебрасывании бревно сначала поднимают вертикально, а затем страховочными веревками осторожно опускают через поток (рис. 260). При сплаве бревна нужно заранее определить точку на противоположном берегу (большой камень, дерево и пр.), в которую бревнр упрется своей вершиной (рис. 261). Выше от бревна,: по течению воды, натягивают перила. Самостраховка — скользящим карабином. Если необходима страховка, веревку пристегивают к грудной обвязке переправляющегося.
Если указанные приемы (способы) переправ неприемлемы из-за чрезмерно бурного потока реки, ее ширины и т. п., используется подвесная переправа (рис. 262). Первый может быть переправлен через поток с соблюдением всех мер безопасности одним из упомянутых способов. Иногда приходится идти далеко вверх по течению, чтобы по снежному мосту или по более спокойному разливу воды переправиться и вернуться к месту предполагаемой массовой переправы.
Две основные веревки закрепляют на противоположном берегу за деревья, отдельные скальные глыбы и т. п. На берегу, откуда предстоит переправа, системой полиспаста натягивают обе веревки: нижнюю — по ней будет скользить карабин или вращающийся ролик и верхнюю, в 50—70 см от нижней, которая будет выполнять роль подстраховки нижней. Переправляющийся подвешивается на страховочной системе к нижней веревке карабином или карабином с роликом, а петлей из репшнура со скользящим карабином на ней пристегивается к верхней, страхующей, веревке. Поскольку в любом случае посреди реки веревка провиснет, к переправляющемуся пристегивают вспомогательную веревку — ею его подтягивают к берегу. Для возвращения обратно блока и сблокированной системы подвески также должна идти своя веревка. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПЕРЕПРАВЫ ЧЕРЕЗ ГОРНЫЕ РЕКИ 1. Перед организацией переправы необходимо тщательно разведать берега, дать оценку обстановке с учетом силы и скорости потока, глубины и рельефа русла, возможности использований опор, отобрать материалы и снаряжения для организации переправы. 2. Определить способ переправы, учитывая возможности группы. 3. Выбрать место и время переправы. 4. Установить место для наблюдения, откуда просматривается вся переправа и можно руководить ею. 5. Ниже по течению создать в наиболее удобном месте пункт перехвата, подобрать двух-трех наиболее опытных, физически подготовленных и решительных спортсменов, способных в любой момент броситься на перехват при надежной страховке. 6. При особо сложной ситуации пользоваться только двойной страховкой. 7. Прежде чем начать переправу, следует проверить надежность точек закрепления, состояние веревок, правильность действия альпинистов. 8. Выпускать на переправу первым наиболее опытного альпиниста, демонстрирующего правильные приемы. 9. При переправе с опорой на шест упираться им следует выше по течению. 10. При передвижении с организацией страховки перилами двигаться надо сбоку перил, ниже по течению. 11. Не употреблять при переправе схватывающего узла. 12. Не допускать к переправе одновременно двух и более альпинистов. 13. На подвесной переправе рюкзаки, ледорубы, другое снаряжение транспортируют отдельно. 14. Соблюдать дисциплину и порядок во время переправы. 15. Организаторы и страхующие должны быть на надежной самостраховке.
|
|||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||