На главную страницу

ОРГАНИЗАЦИЯ СПУСКОВ

Умение правильно организовать спуск и грамотно его провести не менее важно, чем умение хорошо работать на подъеме. Дело в том, что после восхождения альпинист достаточно устает, его внимание притупляется, скорость реакции падает. В этих условиях необходимо быть особенно внимательным. Много несчастий в горах случается именно на спуске.

Рис. 244. Спуск по простым скалам Рис. 245. Спортивный способ спуска по закрепленной веревке. А—самостраховка
В зависимости от рельефа склона, породы скал спуск осуществляют либо лазанием, либо с помощью веревки.

На простых скалах следует спускаться лицом в долину, опираясь на ладони, несколько согнув колени и корпус, но не садясь (рис. 244). На средних скалах лучше спускаться боком, руки при необходимости поддерживают равновесие, тело почти вертикально, По сложным для лазанья вниз скалам спускаться нужно лицом к склону, руки поддерживают корпус в равновесии, ноги поставлены широко, а туловище отведено от скалы. По каминам спускаются так же, как и поднимаются.

Когда крутизна скал и их сложность возрастают настолько, что лазанье вниз отнимает много времени и сил, применяется веревка. Спуск по веревке может быть простым, удобным и надежным, если принять все меры предосторожности при выборе места закрепления веревки и пунктов пересадки, при закреплении и сбрасывании веревки во время самого спуска и, наконец, при выдергивании ее.

Прежде чем организовать спуск, альпинист должен убедиться, что веревка достает до намеченной площадки, откуда возможно продолжать движение.

Выбранный для организации на нем точки спуска выступ следует обработать: острые грани отбить молотком, навесить петлю из куска основной веревки, ленты или репшнура, причем в последнем случае нужно делать не менее 3—4 оборотов репшнура вокруг выступа.

Если точка спуска налаживается на скальных крючьях, то здесь должно быть забито как минимум два (сблокированных) крюка. Хорошо держится в скалах ледовый крюк типа «морковка», на котором можно организовать спуск.

Рис. 246. Спуск дюльфером:а — схема организации станции спуска; б — правильное положение веревки на корпусе; в — неправильное — веревки только на бедре; г — самостраховка
Спусковую веревку можно сбрасывать вниз двумя прядями. Если рельеф будущего спуска сильно расчленен и есть опасность заклинивания большого количества петель веревки при сбрасывании, веревки можно сбрасывать поочередно: вначале сбрасывается тот конец веревки, который лежит в петле ближе к скале, а затем —верхний с узлом связки веревки (именно за эту веревку потом будет происходить вытягивание веревок). Верхняя (вторая) веревка вначале может использоваться для организации верхней страховки участникам группы на спуске.

Существует много способов спуска по веревке. Наиболее популярны из них спортивный и дюльфер с разными модификациями. При спортивном способе веревка проходит за спиной и для увеличения трения оборачивается вокруг руки (рис. 245). При спуске дюльфером веревка проходит под бедром на противоположное плечо, обеспечивая необходимое трение. Для большего торможения альпинист может сжимать ее под мышкой после сгибания плеча, что позволяет закрепить веревку усилием одной лишь руки (задней). Спереди рука не должна зажимать веревку и служить для поддержания равновесия верхней части тела (рис. 246).

Порядок действий при переходе во время спуска через резко выступающие участки рельефа показан на рис. 247.

Рис. 247. Переход через карниз при спуске дюльфером
Рис. 248. Спуск на веревке: а — с применением восьмерки; б — с применением шайбы Штихта
Модификацией дюльфера является спуск, при котором трение веревки через бедро альпиниста заменяется трением через восьмерку или шайбу Штихта, прикрепленную карабином к беседке (рис. 248),

Все участники группы, кроме последнего, спускаются только с верхней страховкой. Последний идет на самостраховке схватывающим узлом (Бахман, карабинный узел).

В практике; восхождений нередки случаи многократных последовательных спусков (дюльфером или дюльфером в сочетании со спортивным способом). Ответственный момент в них — организация пунктов (станций) пересадок. Спустившийся первым, не снимая с себя дюльферной веревки и верхней страховки, организует очередную систему спуска, навешивает карабины, встает на самостраховку, снимает с себя и крепит концы спусковых веревок, отстегивает верхнюю страховку и командует наверх, что спусковые веревки свободны для очередного спуска. В оставшееся время до подхода очередного участника группы он может успеть организовать раздельные точки самостраховки для других участников. До прихода кого-либо из группы первый не должен делать больших перемещений на точке стояния, тем более отстегиваться или менять самостраховку.

При спуске дюльфером нередки случаи заклинивания одной из спусковых веревок, обычно той, на которой находятся связывающие узлы. Так бывает потому, что последний участник группы, покидая площадку, не вывел связывающие узлы за пределы ее перегиба. Другие ошибки дюльфера, часто происходящие по вине самих альпинистов: потеря регулирующей веревки, переворачивание вниз головой на спусковой веревке, зависание на схватывающем узле. Все они осложняются тем, что исправлять их приходится вися в воздухе. Единственно быстрым способом исправления положения служит использование аварийной системы, какая применяется при извлечении провалившегося в ледниковую трещину.

Последний этап спуска — выдергивание закрепленной веревки. Спускающийся последним проверяет, легко ли скольз'ит веревка в точке закрепления, выравнивает веревки, пропускает одну из спусковых веревек через карабин обвязки, предотвращая их дальнейшее перехлестывание и закручивание, снимает собственную самостраховку и начинает спуск, предупредив командой находящихся внизу товарищей по группе. Его самостраховка производится узлом Бахмана, в крайнем случае — схватывающим.

Общее указание по спуску: никто из участников не должен спускаться резкими рывками, скорость должна соразмеряться с условиями рельефа, обязательно плавное нагружение веревок, корпус следует несколько развернуть лицом от скалы (так удобнее контролировать линию спуска), ноги чуть согнуты и идут по рельефу.

Выдергивание веревок по окончании спуска — не простая работа: слишком часты случаи заклинивания веревок при резких рывках веревкой. Тянуть нужно плавно, без рывков, следя, чтобы не запутались оба конца. Узел, связывающий веревки, должен находиться ниже петли со стороны той веревки, за которую тянут (рис. 249).

Рис. 249. Правильное положение узла, связывающего веревки при спуске

При организации слусков нужно быть внимательным и не доверять петлям и крюкам, оставшимся от прошлых восхождений.

Отдельно надо сказать о применении для спуска (страховки, амортизации) приспособления «Букаш-ка-3» Б. Л. Кашевника (рис. 250). Это пластина с двумя пазами для прохождения веревки (по типу шайбы Штихта). Перемычка между пазами продлена вверх и вниз с отверстием и пазом под карабин, Выступ служит для фиксации веревки. Отверстие и паз меняют расстояние от карабина до пластины и^ меняют силу торможения. Приспособление, изготовленное для отечественной веревки, позволяет создавать усилие торможения на одинарной веревке до 280 кг при положении карабина в пазе.

Приспособление удобно для спуска последнего по закрепленной веревке. Вместе с надежным торможением оно сразу делит спусковые веревки. Более того, последнего в группе (пострадавшего) можно спускать с принудительным торможением спуска, для чего надо приложить снизу к спусковым веревкам усилие 5—10 кг, т. е. просто натянуть их. Отпадает необходимость в схватывающем узле для страховки спускающегося последним.

Рис. 250. Техническое средство страховки «Букашка-3» системы Б. /П Кашев-ника: а — общий вид, закладка одной веревки для спуска; б—максимальное расстояние от карабина до корпуса пластины — меньшее усилие торможения; а — минимальное расстоя-ние — усилие торможения больше (для удобства чтения рисунка вторая веревка опущена)
Рис. 251. Приемы применения «Букашки-3»: а — фиксация веревки для закрепления; б — применение в качестве амортизатора

Амортизационные качества приспособления в ходе испытаний показали надежные результаты. Способ использования «Букаш-ки-3» в качестве амортизатора приведен на рис. 251. (Более подробно о данном приспособлении см.: «Организация страховки при прохождении горных маршрутов». М.: Рекламбюро «Турист», 1987).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СВЯЗОК

Ранее мы говорили о работе связки из двух и из трех человек. Но в восхождениях, как правило, участвует несколько связок. Нет необходимости каждой связке проходить все сложные участки маршрута самостоятельно. В таких случаях обычно организуется взаимодействие связок.

Рис. 252. Схема взаимодействия двух связок-двоек без смены ведущего Сплошной линией обозначена перильная веревка; пунктиром—движущаяся связка; стрелочкой — передача крючьев; 1—2 — участники первой связки; 3—4 — участники второй связки

Взаимодействие двух двоек (рис. 252). Исходное положение: № 1 вышел на веревку вверх и организовал страховку; № 2 и № 3 стоят рядом на площадке на самостраховке; № 4 находится на веревке ниже, также на самостраховке.
Начинается движение второй связки. Первым идет № 3, используя закрепленную веревку № 1-го; двигаться № 3 может с помощью зажимов или схватывающего узла; № 4 идет одновременно с № 3. Верхнюю страховку № 4-го осуществляет № 2.
№ 3 подходит к № 1, а № 4 к № 2.
№ 3, стоя, на самостраховке, осуществляет выпуск № 1, а № 2 движется на зажиме по закрепленной веревке № 3-го.
№ 1 выходит на всю веревку и закрепляет веревку для № 3, т, е. цикл повторяется.

Рис. 253. Схема взаимодействия двух связок — двойки и тройки без смены ведущего
Взаимодействие двойки и тройки без смены ведущего, (рис. 253).

№ 1 вышел на веревку вверх. № 2, № 3 и № 5 стоят на страховке и самостраховке.
По закрепленной веревке № 1-го начинает двигаться № 3, а № 4-го принимает № 2.
Затем № 3 выпускает № 1-го, а № 2 и № 5 одновременно на короткой веревке движутся по закрепленной веревке № 3-го.

Рис. 254. Схема взаимодействия трех связок-двоек без смены ведущего

Взаимодействие трех двоек (рис. 254).

№ 1 в первой связке вышел на всю веревку вверх. № 3 (1-й во второй связке) и № 5 (1-й в третьей связке) находятся рядом с № 2 первой связки.
Начинают движение № 3 (№ 1 во второй связке) и № 4 (№ 2 во второй связке). № 3 движется по закрепленной веревке первой связки, № 4—по закрепленной веревке третьей связки.
№ 3 подошел к № 1, а № 4 —к № 2 и № 5.
№ 3 организовал самостраховку и выпускает № 1-го, и № 2 по закрепленной веревке № 3-го подходит к № 3. № 5 осуществляет подъем по веревке № 3-го чуть сзади № 2-го.
№ 6-го с верхней страховкой принимает № 4. № 2 и № 5 достигают № 3-го, а № 1 снова оказался на веревку выше всех, и цикл повторяется.

Протяженность маршрута, характер рельефа, многие другие особенности ставят перед группой из нескольких связок вопрос смены лидера (дать отдых отработавшему свой участок спортсмену) и поддержания определенного темпа прохождения маршрута. Таким образом, встает вопрос о полном взаимодействии связок группы с заранее запланированной сменой ведущих в группе и распределении их по участкам пути.

Из широкого арсенала тактико-технических решений рассмотрим самый распостраненный вариант: работу двух связок-двоек (или двойка-тройка) со сменой ведущих. Предлагаемая схема (рис. 255) блокировки веревок двух связок и организации перил обладает необходимым для критического случая запасом прочности, ибо максимально возможный рывок от сорвавшейся первой связки (при отсутствии у них амортизатора), равный усилию разрыва основной отечественной веревки (1300—1600 кг), не приведет к срыву перил. Если в точке б будет всего 1—2 крюка, катастрофа неизбежна.

Рис. 255. Схема блокировки веревок двух связок при смене ведущего: а — веревка первой связки; б — пункт блокировки основных веревок, минимум на трех точках закрепления; в—самостраховка первого из второй связки; г — пункт страховки; д — веревка второй связки; е - ведущий из второй связки (он до сих пор был вторым во второй связке; остальные участники связок не показаны)
Порядок работы участников связок:

первый в связке 1 организует пункт блокировки и отдельно — страховки, сам же встает на самостраховку;

к нему по ставшей перильной веревке а с самостраховкой (Бахман, схватывающий узел, зажим) и с нижней страховкой веревкой связки 2 поднимается любой оставшийся внизу участник группы;

подняв за собой вторую веревку, пришедший сразу уходит на-, верх ведущим; страхует его принесенной веревкой тот, кто уже, здесь находится;

тем временем по перильной веревке сюда поднимаются остальные участники, снимая по пути все карабины и выбивая крючья.

Авторы еще раз хотят предостеречь тренеров и молодых альпинистов от чрезмерного увлечения техническими приспособлениями типа жумаров, преимущественного передвижения по скалам по закрепленной веревке (перилам) в ущерб уверенному владению приемами свободного передвижения по скалам.

Уверенные навыки в свободном лазанье по различному горному рельефу, умелое владение телом при передвижении по скалам, радость от успешного преодоления сложного рельефа и удовлетворение в том, что высокая личная подготовка с пользой отдается всей группе,— вот основа в подготовке альпинистов, вот что должно стать эталоном альпинистского мастерства.

А на основе высокого уровня личной подготовки в свободном лазанье по скалам различного рельефа, умелого применения приемов работы с веревкой не так уж сложно овладеть и указанными приемами. Да и применять их следует выборочно, там, где они действительно необходимы и где без них преодоление рельефа будет опасным, не превращая восхождение в процесс, похожий на монтажные работы промышленного альпинизма.

Авторы убеждены, что на всех этапах подготовки до перехода альпиниста к спортивным восхождениям указанные приемы отрабатывать следует в прикладном их назначении: транспортировке пострадавшего, оказании помощи партнеру, вытаскивании рюкзака на сложном рельефе.

Передвижение по скальному рельефу
страховка на скальном рельефе

Rambler's Top100
Hosted by uCoz